А. Е. Рожкова. Телепортация душ умерших посредством Доски Уиджа и зеркал

 А. Е. Рожкова 

(Москва, Литинститут).

Телепортация душ умерших посредством Доски Уиджа и зеркал (вызов духов как социокультурный феномен и его отражение в фольклоре)

 

Данное исследование необходимо начать с исторической справки о том, что такое Доска Уиджа. Именно она является центральным объектом доклада как нечто довольно новое, ибо зеркала и традиция вызова духов при помощи отражающих поверхностей не просто древняя, но и известная во многих культурах.

Доска Уиджа представляет собой доску из дерева или пластика, чаще прямоугольной формы, реже круглой или овальной. На доске написаны буквы алфавита, цифры от 0 до 9, ответы “да” и “нет”, а также слова “прощай”. Для указания на эти ответы используется небольшая катающаяся подставочка, на которую участники кладут пальцы рук.

 

 

 Прототипом говорящей доски можно считать планшет с карандашом, придуманный в 1850-е годы во Франции. Этот планшет катали по листу бумаги руками несколько человек, а потом разбирали написанное. В то время это считалось простым развлечением.

Такой процесс называется автоматическим письмом (психография). Это особая практика письма, в процессе которой в одного из людей, проводящих обряд, вселяется дух и управляет его руками. Примером такой практики можно считать китайский ритуал 5 века н.э. по вызову туалетной богини, который к 14 веку преобразовался в более повседневный обычай общения с разными духами и демонами, посредством доски с песком, на которую ставилось специальное приспособление. Принцип его работы заключается в том, что за его ручки держатся несколько человек, в одного вселяется дух, желающий передать что-то. Человек, выполняющий роль проводника, неосознанно пишет на песке послания, продиктованные ему из иного мира.

 

Вера в то, что духи стремятся передать нечто миру живых и ради передачи информации вселяются в человека, который не прочь стать проводником, имеет многовековую историю. Но Доска Уиджа в своём классическом виде появилась лишь в 1891 году и совмещала в себе все необходимые практические и исторические особенности: простой, интуитивно понятный дизайн, отсутствие необходимости проговаривать алфавит или расшифровывать неразборчиво написанные буквы, эксплуатация веры в потустороннее и игра на мифологическом сознании людей — всё это очень быстро сделало говорящую доску невероятно популярной сначала в Америке, а потом и во всём мире.

Мода на спиритизм и говорящие доски росла, печатались многомиллионные тиражи газет со статьями, подтверждавшими или опровергавшими мистическое выпускались разные приспособления для вызова духов; литература, кинематограф, фотографическое искусство с последней трети 19 века были захвачены темой мистики и связей с потусторонним миром.

Даже граф Л. Н. Толстой написал комедию “Плоды просвещения” (писалась с 1886 года, вышла в 1891 году), высмеивающую спиритические сеансы. Позже, уже в романе “Воскресение” Толстой вводит сцену вызова души Иоанны д'Арк, в которой старый генерал и молодой художник, используя лист бумаги с написанным алфавитом и перевёрнутое блюдечко, пытаются записать составить каждый свою фразу: “следующая буква, по мнению генерала, должна была быть "л", <…> художник же думал, что следующая буква будет "в", <…> [генерал], воображая, что блюдечко движется само, тянул его к "л". <…> [Художник] нервно шевеля губами, тянул к "в".”

За всё недолгое время существования говорящей доски в культуре возникло множество мифов, жутких историй, правил и разновидностей сеансов по вызову духов.

Основные правила пользования доской Уиджа:

·       Ни в коем случае нельзя проводить сеанс одному;

·       Нельзя вызывать духов с “плохой репутацией”, например, известных серийных убийц;

·       Запрещается задавать духу вопросы про смерть, особенно свою.

Это только часть из огромного списка правил, которые легко объясняются и с точки зрения мистического, и с научной. Но в данном исследовании мы не имеем цель развенчать мифы о говорящей доске и прочих паранормальных явлений, поэтому перейдём к современным интерпретациям сеансов. Сделаем мы это на примере проекта GhostBuster, который выходит на YouTube-канале Димы Масленникова.

Блогер ездит по России и Европе в поисках заброшенных зданий или мест, которые славятся своей мистической историей. Так, он побывал в Ховринской заброшенной больнице, на острове Повелья, в замке Гоуска («Врата в ад») и многих других местах. Блогер называет себя скептиком, рассказывает страшные и таинственные истории каждого из мест, ходит по ним, осуществляет съёмки ночью и проводит эксперименты по вызову духов. Несколько раз Дмитрий использовал и доску Уиджа, только совсем не классическую.

Первый сеанс связи был проведён в заброшенном санатории San de Bars (Бельгия). Рядом с лифтом, в шахту которого, по легендам, провалился один из пациентов, Дмитрий обнаружил доску Уиджа, точнее, цифры и буквы, написанные красной краской на полу площадки перед лифтом. Так как блогер ходит и снимает в одиночку, классический сеанс провести он бы не смог, да и размер этой импровизированной говорящей доски был довольно велик. Поэтому Масленников решил поставить по свечке на словах “да” и “нет”, около букв и цифр и возле себя. Вызывать духов он пытался при помощи поющей чаши. Однако кроме мерцающего от ветра пламени и мелькнувшего на секунду кусочка горящего фитиля (на свече, стоящей над словом “да”), ничего не произошло, хотя и свечи горели дольше 10 минут.

 


В следующий раз Дмитрий с товарищем вызывали хозяина дома (предположительно, домового) при помощи “древнерусского” метода, который так же усовершенствовали. Вызов происходил на модифицированной доске Уиджа: она была круглая, алфавит и цифры расположены по периметру, слова “да” и “нет” написаны вместе с цифрами. В качестве указателя блогер использовал иголку на нитке. Такой способ действительно есть, однако “русским” он назван только на первом сайте по запросу “вызов духа с помощью иголки”, но и там не объяснено, почему его так называют. Вернёмся к дизайну доски, в этот раз шрифт русского алфавита стилизован, видимо, под руническую письменность,  В центре помещена картина “Магический круг” Джона Уильяма Уотерхауса.





Так же, как и в первый раз, комбинирование нескольких обрядов в один ни к чему не приводит, в том числе потому что блогеры — скептики и сами объясняют принцип “работы” обряда. Микровибрации, неосознанные движения, апофения — всё это главные движущие силы веры в сверхъестественное.

Интересно, как способы вызова духов из потустороннего мира изменялись со временем. Можно предположить, что все методы, связанные с побуквенным фиксированием сообщений из иного мира, объясняются тем, что люди, стремясь упростить механизм передачи информации и конкретизировать содержание сообщений, перешли от простого и малоинформативного вызова духа без каких-либо атрибутов к более точным способам. Но при этом общение через атрибуты вроде зеркала не даёт ту степень конкретности, какую даёт, например, психография. Из этой теории можно вывести особую “эволюцию” методов связи:


Логика данной схемы заключается в том, что дух, перемещаясь из одного мира в другой имеет возможность передать информацию разными способами. Условно графа “без атрибутов” подразумевает, например, вселение духа в тело человека, а так называемых атрибутов, на самом деле, намного больше, чем указано в таблице, но их мы в исследовании не рассматриваем. Так вот, зеркало по традиции считается порталом в иные миры, сквозь которое приходят разные сущности, только вот, едва они приходят в реальный мир, у них нет фиксированных знаков или возможностей проявить себя. Конечно, дух может погасить свечу, издать некий звук, уронить что-то, но это всё размытые, хоть и стереотипные знаки присутствия.

Когда же вызывающий предоставляет вызываемому духу определённые атрибуты и/или способы проявления себя, то данный сеанс получается более конкретным и действенным. Говорящая доска собрала в себе самые практичные методы проявления сверхъестественного присутствия, а также она является многофункциональной в использовании и комбинировании множества методов вызова. Именно поэтому доска Уиджа считается одним из самых действенных способов телепортации душ умерших из одного мира в другой.

На просторах интернета можно даже найти доску Уиджа онлайн со своей спецификой и правилами использования. Скорее всего, в данном социокультурном феномене смешалась не только вера в призыв духов из иного мира, но и более современная идея о том, что в белом шуме можно услышать “электронный голос”.


 

Безусловно, зеркала в подобном варианте эксплуатации намного более популярны, но стоит учитывать их многовековую историю. А говорящая доска менее, чем за 150 лет существования в классическом её виде, уже успела стать весомой частью культуры, вошла в произведения литературы и кинематографа.

Людям, которые в современном мире вызывают духов из потустороннего мира, необходима бо́льшая конкретика, нежели раньше. Они переходят на общение с духами посредством текста, так как становится недостаточно абстрактных визуальных или звуковых образов. Им необходимо получить словесный ответ на конкретный вопрос. Только доска Уиджа обладает необходимой современному человеку степенью точности.  Это происходит в том числе и потому, что культура становится всё более рационалистической, что отражается на представлениях людей о сверхъестественном, не устраняя, как ни странно, сами этих представления.

 

 



 

 

 

 

3 комментария:

  1. Скажите, пожалуйста, а в современной литературе или кино доска Уиджа как-то фигурирует?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день. Да, конечно, из последних фильмов, в которых сюжет связан с говорящей доской, могу назвать: "Уиджи: Доска Дьявола" (2014), "Уиджи. Проклятие доски дьявола" (2016). Доска появляется в нескольких сериях сериала "Сверхъестественное" (серии: 2.01, 3.03, 7.07, 7.18). Ну, и вообще, говорящая доска часто встречается в подобных сериалах/фильмах, связанных с мистикой и тп, но чаще не как главный атрибут или главная сюжетная составляющая, а скорее как дополнительное средство и проходной эпизод.
      Про современные книги сказать сложнее, ибо эта тематика относится больше к зарубежной литературе.

      Удалить
    2. Спасибо большое, очень интересно!

      Удалить