С. С. Шуляк
(Санкт-Петербург, СПбГИКиТ)
Светоцикл: на чём ездят компьютерные программы
(по франшизе «Трон»)
Франшиза «Трон» начала своё существование в 1982 году с выходом первого одноимённого ей фильма, снятого Стивеном Лисбергером, за десять лет до выхода заинтересованным одной из самых ранних аркадных игр, Pong. «Понг» стал первой коммерчески успешной видеоигрой и заложил начало всей игровой индустрии, тогда как первый «Трон», несмотря на прорывную по тем временам компьютерную графику, чуть не провалился в прокате и не был даже номинирован на «Оскар» за лучшие визуальные эффекты, так как академики сочли использование компьютерных технологий при создании эффектов нечестным. Тем не менее, данный фильм, почти целиком построенный на слиянии графики с живыми съёмками [2], стал одним из основоположников применения CGI в кинематографе и со временем получил заслуженное признание, а также стал культовым, из-за чего развился в полноценную кросс-медийную франшизу из фильмов, мультсериалов, комиксов и игр, в особенности благодаря выходу в 2010 сиквела, «Трон: Наследие». В нём Лисбергер выступал по большей части в качестве сценариста, тогда как режиссёрское кресло занял Джозеф Косински, по образованию архитектор, что заметно сказывается на его выборе средств повествования [1]. Сюжет обоих фильмов может показаться зрителю довольно простым и местами даже банальным, но особенность этих кинолент, особенно сиквела, в том, что их нужно не просто смотреть, а рассматривать: подход архитектора к съёмкам фильма отличается от подхода драматурга, и большая часть истории в «Трон: Наследие» прячется не в диалогах или событиях, а в той вселенной, которую нарисовал режиссёр. Косински провёл огромную работу над окружением персонажей и над визуальным образом их самих, и, помимо эстетического удовольствия, каждый предмет, каждое здание или каждый костюм, показанный на экране, несёт в себе какую-то часть нарратива. Разумеется, транспортные средства, показанные в фильмах, не являются исключением.
Рис. 1. Кадр из фильма «Трон» 1982 года. Изображения с актёрами совмещены с компьютерной графикой.
Для лучшего понимания контекста следует объяснить правила и законы, по которым играют персонажи «Трона». В этой вселенной внутри компьютера существует целый мир персонификаций самых разных программ, которые ведут себя почти так же, как обычные люди: живут или борются за жизнь, общаются, развлекаются, следуют законам общества или их нарушают, получая за это наказание, выполняют определённые роли, назначенные им или выбранные ими лично, и тому подобное. Кевин Флинн, главный герой первого фильма, ранее работающий программистом в компании ENCOM, а сейчас создающий аркадные игры, пытается взломать сервера ENCOM, чтобы доказать, что его разработки были присвоены компанией, но в процессе этого оказывается оцифрован и перенесён в мир программ. Внутри его встречает тоталитарный режим под управлением MCP (Master Control Program, основная программа управления), который стремится подавить веру программ в «Пользователя», их создателя, и заставляет их участвовать в тех самых играх, какие Флинн любил сам, только вместо мирного развлечения они превращены в гладиаторские бои, где должен остаться в «живых» только один. Самому Флинну предстоит пройти игры самому, а также свергнуть тиранию MCP, после чего вернуться в реальный мир. В «Трон: Наследие» похожий путь проходит Флинн-младший спустя двадцать лет, только теперь он ищет в «компьютерном» мире застрявшего там отца.
Рис. 2. Светоциклы 1 поколения из первого фильма «Трон».
Оба Флинна проходят классическое для этого мира испытание – гонки на светоциклах, аналог аркадной игры, которую разработал Флинн ещё для ENCOM и в которую полюбил играть сам. Светоциклы – стандартный для программ аналог мотоциклов, которые генерируются из специальных палок при их сгибе вокруг своего владельца, практически срастаясь с ним. Главная их особенность, помимо скорости и дизайна, это то, что по воле седока они могут оставлять позади себя длинный световой след, который по факту является физически осязаемой прозрачной стеной, пусть и временной и автоматически исчезающей спустя какое-то время или расстояние, пройденное светоциклом, – её можно использовать в играх или реальных погонях против врага или же самого водителя, с другой стороны, её можно разрушить физическим уроном или оружием (хотя в первых версиях любое соприкосновение светоцикла с ней убивало программу/пользователя и разрушало и его транспортное средство, и стену за ним). Первые модели могли поворачивать только на 90 градусов, дальнейшие же были сильно улучшены и приобрели бóльшую мобильность и балансировку. Работают они на чистой энергии, учитывая, что всё происходит внутри компьютера, и дозаправки не требуют. Расцветка сигналов и световой стены каждого светоцикла последних поколений подстраивается под цвета костюма владельца, корпус у всех остаётся чёрным, тогда как в первых поколениях цвет корпуса и световой стены зависел от цвета палки, используемой для генерации светоцикла.
Рис. 3. Светоцикл 5 поколения из фильма «Трон: Наследие».
Светоциклы стали символом франшизы и её ключевым элементам (в том числе, в коммерческом смысле) – аркадная игра, созданная Флинном-старшим, перекочевала в реальный мир в виде автоматов, подобных тем, на которых играл он сам, а затем светоциклы были интегрированы и в игры на консолях, и в игры на ПК, появляясь почти в каждой видеоигре, так или иначе связанной с названием «Трон». Дизайн Сида Мида из восьмидесятых, работавшего также над «Бегущим по лезвию» и «Стартреком» 1979 года, был превосходно воссоздан и доработан спустя тридцать лет Даниэлем Симоном [3], специалистом по дизайну автомобилей, которого Джозеф Косински пригласил для создания «Трон: Наследие». Вкупе с грамотной эпической постановкой экшн-сцен со светоциклами, их продуманный и запоминающийся дизайн формирует образ фильмов и фрашизы в целом.
Литература
1. ТРОН: Наследие — Сюжет скрыт в дизайне фильма [Электронный ресурс] / ...and Action! // YouTube – URL: https://www.youtube.com/watch?v=IjU9c6O3gGA (Дата обращения: 14.11.2020)
2. Making of Tron (Original) [Электронный ресурс] / DistressSignal // YouTube – URL: https://www.youtube.com/watch?v=of-IF7R-fgo (Дата обращения: 14.11.2020)
3. Tron: Legacy (2010) – Financial information. [Электронный ресурс] // The Numbers – URL: https://www.the-numbers.com/movie/Tron-Legacy (Дата обращения: 14.11.2020)
Комментариев нет:
Отправить комментарий