А. А. Лазарева. Перемещения на «тот свет» в рассказах о пророческих сновидениях

 

А. А. Лазарева

(ЦСА РГГУ, Москва)

Перемещения на «тот свет» в рассказах о пророческих сновидениях

 

 В рамках проекта «Создание сюжетно-мотивного указателя фольклорных рассказов о сновидениях (на восточнославянском материале XX-XXI вв.)» мною был составлен указатель мотивов фольклорных рассказов о снах[1]. Одним из самых объемных блоков мотивов в указателе – это мотивы, связанные с перемещениями сновидца (или знакомых ему людей) в онирическом пространстве.

В докладе я рассмотрю мотивы вещих снов, связанные с отбытием сновидца или реального человека: мотив ухода, отъезда, переезда. В большинстве случаев видение во сне кого-то уходящим понимается как предвестники смерти приснившегося лица – его «перемещения на “тот свет”». Приведу структуру соответствующего подраздела указателя мотивов пророческих сновидений[2]:

 

B.1.1.1. Перемещение на «тот свет»

 

B.1.1.1.1. S (R) отбывает (пропадает) – S (R) умирает (болеет, S и R расстаются)

B.1.1.1.1.1. R удаляется от S (пропадает) – R умирает (S и R расстаются)

B.1.1.1.1.2. S (R) уходит вместе с U (N) – S (R) умирает

B.1.1.1.1.3. R (S, N) уезжает на транспорте – R (S) умирает

B.1.1.1.1.4. S (R) готовится к отбытию – S (N) умирает

B.1.1.1.2. S (R, N) перемещается в «иной мир» – S (R) умирает

B.1.1.1.2.1. R/S перемещается в место, напоминающее гроб/могилу – R/S умирает (болеет)

B.1.1.1.2.1.1. S (R) оказывается в (пустом, незнакомом, без окон, новом, старом) доме – S (член семьи S, R) умирает/болеет

B.1.1.1.2.1.2. S залезает в сундук – S умирает

B.1.1.1.2.1.3. S (R) оказывается под землей – S (родственник S, R) умирает/болеет

B.1.1.1.2.2. S (R) попадает в локус, напоминающий «тот свет» – S (N) умирает (болеет, попадает в тюрьму)

B.1.1.1.2.2.1. R/S уходит в/под воду – R/S умирает

B.1.1.1.2.2.2. S (R) на кладбище – S (N) умирает/болеет

B.1.1.1.2.2.3. S (R) в саду – S (N) умирает/болеет

B.1.1.1.2.2.4. S (R) движется к церкви – S (R, родственник S) умирает

B.1.1.1.2.2.4.1. S попадает в церковь (собор) – S попадает в тюрьму

B.1.1.1.2.2.5. R уходит в лес – R умирает

B.1.1.1.2.2.6. R уходит в/под гору – R умирает

B.1.1.1.2.2.7. R уходит под радугу – R умирает

B.1.1.1.2.2.8. R уходит а темноту – R умирает

B.1.1.1.2.2.9. R едет в другую страну – R умирает

 

В полной версии указателя, которая будет опубликована в моей монографии (Лазарева А.А. Толкование сновидений в народной культуре. – М.: РГГУ [в печати]), под каждым подзаголовком раздела приводятся мотивы, находимые в конкретных текстах[3]. Приведу пример:

 

B.1.1.1.2.2.1. R/S уходит в/под воду – R/S умирает

- R упала в воду и утонула – R умерла (тверск.) [Трушкина 2002: 147]

- R уносит течением – R утонула (русские Сибири) [Зиновьев 1987: №438]

- R тонет («уходит под лед») – R умирает (полтавск.) [Лазарева 2018: 232]

- S уходит купаться – S умерла [Берестнев 2013: 39]

 

В данном случае – R/S уходит в/под воду – R/S умирает – это обобщенное описание повествовательной схемы, а приведенный ниже блок мотивов со ссылками на конкретные тексты представляет варианты ее воплощения в устных рассказах о пророческих снах.

Как мы видим, отбытие или перемещение в недоступное пространство (под землю, под воду и т.д.) сновидца или реального человека обычно трактуются как уход на «тот свет». Различные способы перемещений соотносятся с представлениями о пути души в иной мир: отбытие вместе с кем-то из умерших родственников (умерший как «проводник» в иной мир), пересечение реки на лодке (река как граница между миром живых и мертвых); с реалиями погребального обряда: отъезд в повозке с конями (умершего везут на кладбище на конях); а также с образом иного мира и представлением о его местонахождении: переселение в длинный дом (сарай) без окон и дверей, символизирующий гроб (ср. отъезд на машине без окон), уход «под гору», «под радугу», «в темноту». Подраздел B.1.1.1.2. S (R, N) перемещается в «иной мир» – S (R) умирает был сформирован на основе сопоставления мотивов пророческих сновидений с описаниями иномирных локусов/пути на «тот свет» в видениях, обмираниях, нарративах об иномирных снах, см. об этом: [Левкиевская 2006; Добровольская 2011; Сафронов 2016: 178-220; 257-277].

В то же время существуют определенные вариации в толковании подобных мотивов. Например, перемещение в церковь (или приближение к церкви) в одних случаях символизирует смерть (церковь – место, где отпевают покойника, сакральный локус, «иной мир»), в других – тюремное заключение сновидца (можно сказать, некий аналог смерти – социальную смерть)[4]. Разные варианты толкования восходят к общему семантическому ряду, поэтому оба мотива были представлены в рамках одного раздела:

 

B.1.1.1.2.2.4. S (R) движется к церкви – S (R, родственник S) умирает

B.1.1.1.2.2.4.1. S попадает в церковь (собор) – S попадает в тюрьму

 

Хотя в большинстве сюжетов отбытие означает смерть, встречаются тексты, где уход реального человека связывается с расставанием между ним и сновидцем (см. [Лурье, Черешня 2000: №33]). Здесь также можно говорить не о принципиально разных значениях, а о вариациях общей модели: отбытие как уход из жизни – смерть, и как уход человека из жизни сновидца – расставание.

Наибольшее количество вариантов толкования перемещений связано с мотивом пересечения моста (чаще всего – через реку, ручей). Такие сны рассматриваются как:

1) предвестники смерти (в соответствии с уже рассмотренной выше моделью, в рамках которой река – граница между мирами);

2) жизненных трудностей, или наоборот – благополучного выхода из уже сложившихся трудных ситуаций (если сновидцу удалось благополучно перейти мост).

3) предсказанием замужества (во сне девушка переходит ручей вместе с парнем – наяву выходит замуж за приснившегося мужчину).

Здесь также можно говорить о наличии общей семантики, объединяющей эти разные варианты: во всех рассмотренных случаях мост выступает как некий рубеж. В одном случае между жизнью и смертью, в другом между разными жизненными этапами, в третьем с переходом из статуса незамужней девушки в статус жены. Что касается последнего случая – когда девушка переходит мост вместе со своим «суженым-ряженым»[5], то здесь стоит вспомнить, что видимый во время гадания образ суженого часто воспринимается как некий иномирный персонаж. Это может объяснять связь образности таких сновидений с идеей пути на «тот свет». Кроме того, переход моста вместе с суженым может символизировать совместный жизненный путь супругов.

Эти примеры показывают, что способы толкования сновидений возводимы к ограниченному количеству обобщенных повествовательных схем. В основе разных значений, приписываемых онирическим мотивам, часто лежит общая логика толкований. Это позволяет создать четкую структуру указателя мотивов, разделы которого описывают основные модели толкования снов, а подразделы – вариации значений, возводимых к общей логике.

 

Литература

 

Берестнев 2013 – Берестнев Г.И. О новом корпусном словаре сновидений // Слово.ру: балтийский акцент. 2013. № 2. С. 35-43.

Добровольская 2011 – Добровольская В.Е. «На тот свет еще попасть надо…» Запреты и предписания, регулирующие загробную жизнь человека (на материалах Владимирской и Ярославской областей) // Традиционная культура. 2011. № 4. С. 91-103.

Зиновьев 1987 – Зиновьев В.П. Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири. Новосибирск: Наука, 1987. 401 с.

Лазарева 2018 – Лазарева А.А. Символика сновидений в народной культуре: фольклорные модели и личные нарративы // дисс. ... канд. филол. наук. М., 2018. – 335 с.

Лазарева 2020 – Лазарева А.А. Традиционные практики инкубации сновидений в восточнославянской культуре // Вестник Практической Психологии. 2020. №1. С. 153-161.

Левкиевская 2006 – Левкиевская Е.Е. Пространство потустороннего мира в народных представлениях восточных славян // Славяноведение. 2006. № 6. С. 9-15.

Лурье, Черешня 2000 – Лурье М.Л., Черешня А.В. Крестьянские рассказы о сбывающихся снах // Традиция в фольклоре и литературе: статьи, публикации, методические разработки преподавателей и учеников Академической гимназии СПбГУ / Ред.-сост. М.Л. Лурье. СПб., 2000. С. 275-310.

Ляцкий 1898 – Ляцкий Е.А. Материалы для народного снотолкователя. II. (Минской губернии) // Этнографическое обозрение. 1898. № 1. С. 139-149.

Романов 1889 – Романов Е.Р. Опыт белорусского народного снотолкователя // Этнографическое обозрение. 1889. № 3. С. 54-72.

Сафронов 2016 – Сафронов Е.В. Сновидения в традиционной культуре. Исследование и тексты. М.: Лабиринт, 2016. 544 с.

Трушкина 2002 – Трушкина Н.Ю. Рассказы о снах // Сны и видения в народной культуре / Сост. О. Б. Христофорова. М.: РГГУ, 2002. С. 143–170.

Шевчук, Ставицька 2017 – Шевчук Т. М., Ставицька Я. В. Українська усна снотлумачна традиція початку ХХ ст. (Розвідки і тексти) // Київ: Дуліби, 2017. – 224 с.

 

Работа выполнена в рамках проекта «Создание сюжетно-мотивного указателя фольклорных рассказов о сновидениях (на восточнославянском материале XX–XXI вв.)», поддержанного грантом РГГУ (конкурс «Студенческие проектные научные коллективы РГГУ»).



[1] См. видеозапись доклада на конференции «Антропология сновидений», где были представлены основные принципы разработки указателя: https://www.youtube.com/watch?v=jKbZ-JjACa8&list=PL1vGQoKqzjDfQhyaFRgXJCXUmm_K4L-oY&index=2

[2] В указателе приняты следующие условные обозначения: S – сновидец, R – реальный человек, N – «некто», незнакомый персонаж. Описание мотива пророческого сна строится следующим образом: в левой части – описание онирического мотива, в правой – его семантика (краткое описание события, с которым был соотнесен сон).

[3] В указателе систематизированы записи рассказов о пророческих сновидениях, которые были сделаны среди восточнославянского населения за последнее столетие.

[4] См. снотолкования: церковь видеть – к смерти (могилевск., витебск., минск.) [Романов 1889: 58; Ляцкий 1898: 141] и церковь видеть – к тюремному заключению, аресту (житомирск.) [Шевчук, Ставицька 2017: 87, 106, 144, 178]).

[5] См. рождественское гадание, когда девушка сооружает «мостик» над чашей с водой и, ставя его возле кровати, просит будущего жениха перевести ее через мост [Лазарева 2020: 154].

3 комментария:

  1. Спасибо за доклад! скажите, а граница всегда пересекается в одну сторону, или есть случаи возвращения обратно?

    ОтветитьУдалить
  2. Виктория, спасибо за вопрос! Да, безусловно, есть огромное количество фольклорных рассказов о снах, в которых сновидец попадает на "тот свет", а затем возвращается обратно в мир живых, покидая иномирное пространство. Например, выходя из пустого дома или пещеры (которые часто осмысляются как гроб), пересекая реку в обратном направлении, возвращаясь обратно домой, в знакомое пространство и т.д. Подобную фабулу имеют все сюжеты обмираний (рассказов о летаргическом сне, в котором человек путешествует на "тот свет", а затем просыпается и рассказывает, что там видел). В данном случае я на них не останавливалась, поскольку в центре моего внимания - пророческие сны, сновидения, предсказывающие события будущего. Рассказы о путешествии на "тот свет" (с возвращением) обычно ничего не предвещают - интересно само по себе описание иного мира. Правда, в некоторых случаях подобные сны (о путешествии и вызволении из иномирья) рассматриваются как предвестники болезни или смертельной опасности (из-за самого факта "соприкосновения" с тем светом). В таких сюжетах отбытие сновидца (перемещение в иномирное пространство) связывается со смертью, а возвращение воспринимается как нечто "смягчающее" негативный прогноз сна: сновидец подвергается смертельной опасности, но "возвращается" к жизни, не умирает.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо большое!
      Мне все это очень интересно в плане соотнесения с литературой, особенно с лирикой, где в силу фрагментарности сон и смерть часто настолько связаны, что неясно где проходят границы.

      Удалить