Р. В. Зарапин. Описание космических путешествий в позднеантичной литературе

 

Р. В. Зарапин

(Москва, РГГУ)

Описание космических путешествий в позднеантичной литературе

 

Рационализм представляется нам наиболее характерной чертой греческой и, в меньшей степени, римской культуры. Возможность вмешательства со стороны богов упоминается нередко, но оно практически никогда (за исключением поэм Гомера и трагедий) не оказывает влияния на ход реальных событий. Описания путешествий, столь частые в античной литературе, носят либо военно-политический (например, «Анабасисы» Ксенофонта и Арриана), либо заведомо мифологический («Одиссея», «Аргонавтика») характер. Для читателей они представляли собой изложение реальных (или кажущихся реальными) событий и не воспринимались как вымысел.

Однако в эпоху поздней античности создаются произведения иного характера. «Правдивая история» Лукиана Самосатского многими историками считается первым романом, относящимся к жанру научной фантастики. Его большая популярность в эпоху средневековья заставила некоторых исследователей предположить, что именно «Правдивая история» стала одним из источников утопий эпохи раннего Нового времени. Кроме того, многие усматривают параллели между сочинением Лукиана и другими раннефантастическими произведениями этой эпохи – «Человеком на Луне» Фрэнсиса Годвина и романом Сирано де Бержерака «Иной свет, или Государства и империи Луны».

Такое сопоставление носит вполне оправданный характер, но, сравнивая тексты, нельзя не обратить внимания на заведомо несерьезный характер повествования Лукиана. «Правдивая история», начиная с самого своего названия, является пародией на большое количество популярных произведений античной литературы, в том числе, по всей вероятности, и самопародией. Детальный разбор позволяет найти в романе параллели с большим количеством известных современной науке текстов, включая таких известных авторов, как Ксенофонт и Плутарх.

Основным источником «космической» части повествования Лукиана, по всей вероятности, является роман «Невероятные приключения по ту сторону Туле» Антония Диогена. К сожалению, он сохранился только в кратком пересказе патриарха Фотия (cod.166), а о его художественных достоинствах мы можем судить только по небольшому отрывку, найденному в 1930-е годы на папирусе. Сам факт помещения данного произведения в собрание Фотия вызывает удивление, поскольку патриарх, очевидно, не питал интереса к подобной литературе («Невероятные приключения по ту сторону Туле» - единственное произведение данного жанра в корпусе текстов Фотия). Объяснять это следует как раз большой популярностью «Правдивой истории», на что в конце изложения и указывает сам патриарх Фотий. Иными словами, фантастика, начинаясь как пародия, привлекала внимание читателей к самим пародируемым произведениям.
Такой «несерьезный» характер труда Лукиана подчеркивается самыми разными, заведомо придуманными, элементами (поневоле задаешься вопросом – не следует ли воспринимать этот текст как сказку?). Сам автор предупреждает: «Одно я скажу правдиво: я буду писать лживо» (Luc., 4). Один из таких элементов – способ, которым герои Лукиана попадают на Луну. Никакие транспортные средства у Антония Диогена не упоминаются – герои попадают на Луну пешком. В этом первоисточник Лукиана следует за традиционными для античной литературы жанрами анабасиса и перипла (соответственно пешего путешествия и описания плаваний вокруг берегов). Придя на край света (Туле), герои после очередной порции приключений двигаются дальше и попадают на Луну. Местами описание приключений очень сильно напоминает историю похода Александра Македонского. Поскольку оригинальный текст романа Антония Диогена до нас не дошел, нет возможности убедиться в правильности этой гипотезы, однако в ее пользу говорит тот факт, что именно в это время создаются основные труды, посвященные этому историческому деятелю (повествования Арриана и Квинта Курция Руфа, а также биография Александра в «Сравнительных жизнеописаниях» Плутарха). Эти тексты, в свою очередь, стали основой «Романа об Александре» - популярнейшего в средние века романа, создавшего моду на нереалистичное описание других стран. Не исключено, что «Правдивая история» - не просто пародия романа Антония Диогена, но, по крайней мере с точки зрения фабулы, пародия на пародию. 

Повествование Лукиана начинается как традиционный перипл: роль сюжета играет последовательное описание прибрежных стран. Далее описывается, как налетевший ветер поднимает корабль в воздух и через семь дней и семь ночей приносит его на Луну. Роль проводника (своеобразного психопомпа) для них играет грек Эндимион, который, по его же собственным словам, был унесен с Земли спящим. Он втягивает героев Лукиана в войну с жителями Солнца. Даже такой краткий пересказ сюжета заставляет вспомнить классические утопии раннего Нового времени – «Утопию» Томаса Мора (герои попадают на остров на корабле) и «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. Описание жизни селенитов у Лукиана не носит системный характер, но оно, по всей видимости, стало основой моделей общественного устройства, которые были столь популярны, начиная с появления «Утопии». Текстологическое сравнение романов Лукиана и Томаса Мора позволяет прояснить вопрос о возможной связи между этими произведениями. 
Идея космических путешествий, очевидно, пришла в литературу раннего Нового времени именно благодаря «Правдивой истории». При этом Лукиан, очевидно, не обратил внимания на еще одну особенность романа Антония Диогена: в нем применяется уникальное для древней литературы сочетание нескольких временных пластов. В этом отношении роман Антония Диогена может рассматриваться как предтеча многослойных средневековых европейских романов и даже «Тысячи и одной ночи». Но, очевидно, манипуляции со временем выглядели слишком нереалистично даже в понимании Лукиана.

Таким образом, в позднеантичной литературе впервые содержатся описания космических путешествий. Воспринимаемые современниками в очевидно пародийном ключе, они, помимо этого, были способом «полуреалистического» изображения социальных утопий. Именно эта сторона повествования Лукиана и Антония Диогена привлекла к себе внимание авторов фантастических произведений эпохи раннего Нового времени, а необходимость рационального объяснения возможности таких путешествий положило начало научной фантастике.

 

Литература.

 

Штекли А.Э. Утопии и социализм. М.: Наука, 1993.

Fredericks S.C. Lucian’s True History as SF // Science Fiction Studies. Vol.3. Pt.1. March 1976.

Morgan J.R. Lucian’s True Histories and the Wonders Beyond Thule of Antonius Diogenes // The Classical Quarterly. Vol.35, issue 2. December 1985. P.475-490.

5 комментариев:

  1. Спасибо большое за доклад! Скажите, пожалуйста, а какие именно черты фантастического есть в произведении Лукиана?

    ОтветитьУдалить
  2. "Правдивую историю" можно рассматривать как своеобразную "энциклопедию" античных представлений о фантастическом: здесь и химерические животные (Конекоршуны, Муравьекони, Капустокрылы), и люди с необычной внешностью, похожие на описываемых в "Романе об Александре", и, конечно, сами необыкновенные путешествия. Описываемый Лукианом огромный кит, проглотивший так много людей, что они создали внутри него нечто вроде государства, заставляет вспомнить если не историю Ионы, то как минимум сказку П.Ершова. Впрочем, "Правдивую историю" сложно однозначно воспринимать как фантастическое произведение: это и сказка, и нечто вроде социальной утопии одновременно.

    Р.В.Зарапин

    ОтветитьУдалить
  3. А какие именно утопические черты прослеживаются в селенитском обществе и сохранилась ли какая-либо информация об обитателях Солнца у Лукиана?

    ОтветитьУдалить
  4. Лукиан вовсе не пытался создать утопию - он и слова такого не знал. Но многие его выдумки, на мой взгляд, нашли воплощение в более поздних произведениях. Главным образом, конечно, необходимо сказать о технических приспособлениях, которые позволяют, например, построить вокруг Луны стену или создать зеркало, в которое видно и слышно всё, что происходит на Земле (чем не радиолокационная станция?). О царстве Фаэтона Лукиан не пишет практически ничего, кроме упоминания народного собрания, но и это можно связать с утопиями: в эпоху Римской империи, когда создавалась "Правдивая история", римские комиции (народные собрания) уже ничего не решали. Возможно, это упоминание следует считать отсылкой к "Государству" Платона. Утопии раннего Нового времени тоже отдают решение большинства важных вопросов народному собранию. У селенитов вообще нет женщин, а значит, в таком же народном собрании могут принимать участие все жители государства.

    Р.В.Зарапин

    ОтветитьУдалить