М.А.
Чернова
Волшебный
конь Марко Королевича: от эпоса к репрезентации в масс медиа
Марко
Королевич является одним из самых популярных персонажей южнославянского эпоса.
Волшебный конь Шарац – неизменный спутник Марко, является его помощником и наиболее
узнаваемым символом этого персонажа. Неудивительно, что Шарац пользуется не
меньшей любовью южных славян, чем его хозяин.
Для
освещения эволюции восприятия этого волшебного животного и транспортного
средства, мною были выбраны два корпуса источников. Во-первых, сам
южнославянский эпос, где волшебный конь фигурирует в каждой второй песне.
Во-вторых, визуальные интернет-источники, собираемые мною с 2014 г. –
демотиваторы, отдельные арты, комиксы, фотожабы, мемы, интернет-фильмы,
рекламные ролики, сатирические передачи. Подобный срез источников дает
возможность проследить, насколько изменилось восприятие эпического персонажа и
его коня в современных условиях. А использование нетлора открывает большие
возможности для анализа поведения эпического текста в совершенно новой среде,
часто лишенной авторства, не знающей национальных границ, хотя и разделенной на
определенные языковые сектора. Для работы над данным докладом был использован
сербоязычный сектор интернета.
В
южнославянских песнях о Марко Королевиче Шарац встречается повсеместно, а
некоторые песни посвящены ему особо. Так, есть несколько версий обретения Шарца
Марко Королевичем. По одной из них, Марко находит кобылу, принадлежащую
когда-то его отцу Вукашину, у кобылы есть пегий жеребенок [1]. После утомительной погони и ссылки
на имя своего отца, Марко Королевич его получает. По другой версии, Марко
снится вила Равиола и сообщает, что нашла для него подходящего коня «пегой
шкуры, толстой шеи, который имеет тайные крылья» [2]. В целом, историй обретения коня
много. Марко покупает неказистого, «цветного» жеребенка у караванщиков. Ищет
себе коня и в процессе поисков пробует разных, но ломает им позвоночник. Не
ставя в данном докладе задачу характеристики всех многочисленных вариантов
описания Шарца, хочется выделить основные паттерны, которые найдут отражение и
в нетлоре. Это, безусловно, сильный конь, специфического пегого окраса. Хотя,
встречается в хорватской песне и описание Шарца как коня вороного, но это,
скорее, исключение [3]. В некоторых песнях подчеркивается его красота, но чаще он
характеризуется формулой «шарца дебелого» (Шарца толстого) [4]. Он умеет
летать, говорить на нескольких языках и предсказывать будущее. Марко поит коня
вином: «половину сам пьет, половину коню дает» [5]. В рассерженом виде Шарац
способен высекать молнии подковами и выдыхать из ноздрей огонь [6].
Опуская
романтические изображения Шарца и его хозяина в XIX –
первой половине XX
в.,
сразу перейдем к современному восприятию волшебного коня. Прежде всего, надо иметь
ввиду, что образ Марко Королевича и его волшебного спутника особо
актуализируется в сербском обществе в моменты национального строительства. Сам
Марко в конце XIX
в.
четко ассоциируется с защитником сербского народа и Косово и оказывается вплетен
в косовский миф [7]. И не удивительна популярность Марко и Шарца в момент
распада Югославии. Любовь к эпическим песням, исполняемыми под гусли,
становится определенным маркером и политической позицией национально
настроенной части общества [8]. Все это не могло не найти отражения в нетлоре,
но сама фигура Шарца приобрела некоторые своеобразные черты. В интернете Шарац,
как и его хозяин, изображается, главным образом, с юмористической стороны. Так,
мы видим Шарца героем многочисленных шуток, цитирующих при этом эпические
сюжеты. Например, формула из песни «Марко Королевич и Арап», где Макро
«половину вина сам пьет, половину отдает Шарцу» одна из излюбленных тем.
Рис.1
(Это Сербия!). Иллюстратор Боб Живкович [9]
Боб
Живкович в своих иллюстрациях концентрированно изображает все популярные
эпические маркеры.
Формула
с вином обыгрывается и в следующем демотиваторе.
Рис.2
(Королевич Марко. Половину сам пьет, половину Шарцу дает) [10].
Кроме
того, волшебный конь фигурирует и шутках, призванных подчеркнуть особую
сексуальность Марка.
Рис.
3 (Когда Марко Королевич отправился на свидание) [11].
И его немереную силу.
Рис.4
(Оседлал коня Королевич Марко, тут же ему искривил позвоночник) [12].
Юмористически
показывая образ Марко и Шарца, иллюстраторы склонны подчеркивать неказистость
коня и его важнейшую характеристику в эпосе – упитанность.
Рис. 5 [13]
Нетлор
заостряет и гиперболизирует эпические черты Шарца. При этом, из всего круга
многочисленных сюжетов о Марко Королевиче и его волшебном коне, сохраняется
некий устойчивый, хотя и не очень разнообразный набор.
Очень
показателен в этом смысле популярный сербский интернет фильм «Марко Королевич –
настоящий сербский герой», снятый в 2012 г. режиссером Филиппом Милошевичем [14].
В нем, сюжеты с Марко Королевичем, осмысляются в современной обстановке. Сербия
до сих пор находится под властью Турции, сам Марко предстает в виде облика
«бандита из 90-х», а его конь – достаточно потрепанного вида автомобиль. В
фильме не только акцентируется внимание на далеко не новом состоянии
транспортного средства, но и актуализируются всем известные эпические сюжеты.
Например, Марко поит машину алкоголем из своей фляжки, когда та не желает
развивать нужную скорость, апеллируя к вышеупомянутой формуле «половину сам
пьет, половину Шарцу дает». Любопытным представляется и некоторое смешение
эпических песен и персонажей в этом фильме. Одной из самых популярных песен о
Марко Королевиче является песня «Пахота Марко Королевича». В песне мать
советует Марко заняться созидательным трудом. Он берет плуг, волов и
отправляется пахать, только не поле, а дороги. И когда турки говорят Марко: «не
паши наши дороги», он им отвечает «не топчите наши пашни» [15]. Сюжет этот
обыгрывался неоднократно и в комиксах, клипах, артах, и в демотиваторах. Не
обошел его и создатель фильма. Однако в последнем случае, Марко пашет дороги
именно на Шарце. Сама ситуация не очень характерна для Балкан, где до середины XX века
пахали на волах, но в данном случае автор намеренно отходит от канона для
достижения большего художественного эффекта.
Рис.
6 (Кадр из фильма Марко Королевич – настоящий сербский герой, 2012 г.)
Таким
образом, можно констатировать следующие особенности репрезентации коня Шарца в
нетлоре. Очевидно, что интернет, оказывается весьма благодатной средой для
классического фольклорного персонажа. Но поскольку прагматика воспроизводства
эпических текстов серьезно изменена, то и черты Шарца гиперболизируются. Если в
классической ситуации бытования эпических песен одной из их главной функцией
являлась передача информации, то в новой среде – это, безусловно, развлечение.
Поэтому и сам Марко Королевич и его волшебный конь Шарац, скорее будут
представлены в юмористической манере. Кроме того, очевидно, то нетлор,
репрезентуя Шарца, опирается на некоторый круг эпических песен и даже цитирует
некоторые конкретные сюжеты и формулы.
Как уже было сказано выше, иллюстратор Боб Живкович очень четко его отражает.
Рис.7
Лучшее из Сербии [16]
На
этой иллюстрации собрано все – и хмурый конь, пьющий вино наравне с Марко, и
пахота дорог, побитые турки, характерные шапка и усы Марко, его любимое оружие
– буздован (булава) и даже вила Равиола.
Все это говорит о том, что эпические песни пользователям медиа среды знакомы, формулы вполне узнаваемы, а значит, тексты о Марко Королевиче и Шарце находятся если и не в актуальном круге чтения, то в культурном контексте. Такого эффекта мы не сможем увидеть в русском нетлоре, где нишу репрезентации богатырей занимают не былины, а мультфильмы компании «Мельница».
Рис.
8 Шарац. Илл. Боб Живкович
1. Марко
си намира чуден кон //
Антологија народних песама о Марку Краљевићу / (приредили) М. Лукић, И.
Златковић. Београд, 1996. С. 33 – 34.
2. Марко Кралјевић Купује Шарца // Антологија
народних песама о Марку Краљевићу. С. 39 – 47.
3. Šarac Marka Kraljevića // Хрватске народне пјесме, скупила и издала Матица хрватска. Одио први.
Јуначке пјесме. Загреб 1890-1940, 39.
4. Краљевић Марко и Арап // Антологија народних
песама о Марку Краљевићу. С. 409 – 411; Смрт Луке од Приморја
(Травник) // Народне пјесме муслимана у Босни и Херцеговини, сабрао Коста Хeрман 1888-1889, књига I,
друго издање, Сарајево 1933, 14; Оклада Марка Краљевића // Хрватске народне пјесме, скупила и
издала Матица хрватска. Одио други. Јуначке пјесме. Загреб 1890-1940, 15; Марко Краљевић и
Филип Маџарин // Сабрана дела Вука Караџића, Српске народне пјесме, издање о
стогодишњици смрти Вука Стефановића Караџића 1864-1964 и двестогодишњици његова
рођења 1787-1987, Просвета, Београд 1986-1988. II, 59.
5.
Марко Краљевић и
Арапин // Сабрана дела Вука Караџића, Српске народне пјесме, издање о стогодишњици смрти Вука
Стефановића Караџића 1864-1964 и двестогодишњици његова рођења 1787-1987, Просвета, Београд 1986-1988, 66.
6.
Марко
Краљевић укида свадбарину // Сабрана дела Вука Караџића, II, 89.
7.
О последнем говорит популярность сюжета опоздания Марка Королевича на
Косовскую битву. В классических текстах эпоса эта тема не поднималась.
8.
Матић
Ђ.Т. Гусле наше насушне: полемика о гуслама сагледана у функционално-прагматичком
кључу. Београд 2018. С.21.
9.
URL: https://www.macinkovic.rs/en/services/illustrations-by-bob-zivkovic-about-us-and-with-us/page/9#group-121418,121419,121420-1 (Дата обращения
11.11.2020)
10.
Демотиватор с сайте www.vukajlija.com
11.
Демотиватор с сайте www.vukajlija.com
12.
. Демотиватор с сайте www.vukajlija.com
13.
STRIP
PRESSING #5. Издатель: Студенческий центр Ниш. URL: http://skab612.com/index.php?site=bsp_info&oznaka=SPG&broj=5
(дата обращения: 11.11.2020)
14.
Marko
Kraljević pravi srpski junak. URL:
https://www.youtube.com/watch?v=HpZ9uldDDcU (дата обращения:
11.11.2020)
15.
Орање
Марка Краљевића // Сабрана дела Вука
Караџића, II,73.
16.
Bob Živković.
Najbolje iz Srbiji. URL: https://www.macinkovic.rs/wp-content/uploads/2013/12/kraljevic-marko.jpg (Дата обращения 11.11.2020)
Спасибо за очень интересный доклад! Скажите, а в других славянских культурах есть аналогичные образы, не утратившие популярности и используемые в современных контекстах? Чем вообще можно объяснить современную популярность фольклорного персонажа?
ОтветитьУдалитьСпасибо за вопрос! После обсуждения фигуры Марко Королевича с коллегами, у меня сложилось впечатление, что ситуация несколько уникальна. Например, в Чехии ничего подобного мы не встретим, даже при том, что там, безусловно, есть свои народные герои, Ян Гус и др., но они не превратились в фольклорных персонажей. Наши богатыри ассоциируются либо с романтическими образами Васнецова, либо с вышеупомянутыми мультиками Мельницы. А вот у южных славян есть герой и историческое лицо и фольклорное и песни о нем известны широкой публике. Мне кажется, что современная его популярность связанна, как я и попыталась отразить в докладе, со спецификой нацстроительства на Балканах. Марко Королевич оказался популярной в народе фигурой в конце XIX в. и рассматривался как защитник сербов и Косово. Косово - потому, что именно там погиб князь Лазарь. И потому, что там находился центр сербской средневековой государственности. В 90-е гг., в момент кризиса, распада Югославии и войны, все эти темы вновь стали необычайно актуальны и Марко Королевич, соответственно, тоже. Мотив с опозданием Марко на битву на Косовом поле обыгрывается достаточно часто в тех де демотиваторах, артах, анекдотах и даже в популярных песнях. В докладе я это не освещала, поскольку непосредственно Шарца все эти сюжеты не касаются. Шарац тут, конечно, несколько вторичен и выступает маркером своего хозяина. Трудно вообразить Марко без своего коня, чаши с вином и палицы.
ОтветитьУдалитьЕще раз спасибо за вопрос, если Вам встречались подобные примеры в других славянских культурах буду очень признательна за подсказку.
В том-то и дело, что не встречались. Поэтому особенно интересно. Единственное, что мне пришло в голову, когда я читала доклад, это современные анекдоты про трех богатырей, там большое разнообразие, конечно, но сколько там реально от образа былинных богатырей - это отдельный вопрос.
УдалитьНа Украине, насколько я знаю, сейчас очень популяризируется образ казаков. Комиксы про них выпускают в том же духе, что и образ Марко выступает - казаки - как защитники украинского народа.
УдалитьДа, интересно.
УдалитьЗдравствуйте! Спасибо за доклад. Привлекла внимание необычная деталь в описании коня — "тайные крылья". Есть ли более подробная характеристика этих "крыльев"? Кажется, что способность коня летать варьируется от текста к тексту или, судя по картинкам, вообще не является важной.
ОтветитьУдалитьЕще вопрос: конь может действовать самостоятельно или передвигается исключительно вместе с хозяином?
Спасибо за вопрос! "Тайные крылья" это буквально цитата из песни Марко Королевич покупает Шарца. Имелось ввиду, что с виду конь как конь, но в случае необходимости может и взлететь. Т.е. в обычной ситуации крылья не видны. Способность к полету проявляется в конкретных песнях, например, в ситуации, когда Марко гоняется за вилой, там ему как раз способность коня летать очень и пригождается. А в картинках это не фигурирует, тут вы правы.
ОтветитьУдалитьЧто касается самостоятельности, конь без Марко в песнях не фигурирует. В первую очередь это истории про Марко Королевича, конь выступает как его спутник, помощник и т.д., а вот Марко без коня вполне себе появляется.