А. М. Тагунова. Черты античной фантастики в «Новейшем путешествии» В. А. Левшина

 

А. М. Тагунова

(Москва, РГГУ)

Черты античной фантастики в «Новейшем путешествии» В. А. Левшина

 Удивительным открытием для русской литературы стала фантастическая повесть В.А. Лёвшина «Новейшее путешествие, сочиненное в городе Белеве» (опубликована в 1784 году в "Собеседнике любителей российского слова"). В ней впервые появляется древнейший, имеющий античную традицию мотив космического путешествия на Луну, который наблюдался в произведениях Лукиана.

Человек всегда желал расширить границы своего существования, назначенные ему природой. Сначала пределом мечтаний были «земные» места, знакомые всем по сказкам дальние загадочные страны. Когда же Земля была наконец освоена, внимание героев-исследователей обратилось к звездам. В эпоху Просвещения особенно актуальным становится вопрос о том, каким образом добраться до «звезд» и каким будет сам процесс путешествия. Фантастическая идея «космического полета» является центральным компонентом фантастичности (КФ) «Н.П.», благодаря которому рождаются и все остальные. Однако представление Левшина о возможности космического полета все еще наивно: путешествию в другой мир, отличный от земного, не дается научного объяснения, а для его реализации используется мотив сна.

Главный герой «Н.П.» Нарсим размышляет о способах покорения воздуха. Он проводит параллель с уже покоренной стихией воды: образ деревянной щепки, держащейся на воде, послужил идеей для изобретения водоходного судна. Ответ на вопрос он так же находит в самой природе: «он видал, как перо от малейшего ветра поднимается на сию стихию» [4, с.71]. Затем его взор обращается к звездам, а мысль – «к выдумке для изобретения летающей машины» [4, с.72]. Нарсим хранит у себя дома орлиные крылья, которые он использует для воплощения своей мечты: «…Сие средство почитал он удобным к его намерению: что и в самом деле оказалось, ибо, вынеся сию машину на открытое место и  сев  в неё, когда двух сторон крылья опустил  с  ящиком  горизонтально, а двумя других начал махать, поднялся он вдруг на воздух.

   Какой восторг! Что стал Нарсим, увидев себя восходяща выше  возможности человеков!» [4].

Проект аппарата для покорения воздуха приходит Нарсиму во сне. Мотив сна неслучайно используется Левшиным, он оказывается связующим элементом двоемирия. Аппарат представляет собой управляемый восьмикрылый ящик из легчайших буковых дощечек. Устройство, идея которого принадлежит легендарному изобретателю Дедалу («Миф о Дедале и Икаре»), тоже является одним из обязательных КФ. Условно ему можно дать название «летающий аппарат».

Обращение к античности и европейскому классицизму позволяет определить основную цель космических путешественников – Луну («Правдивая история» Лукиана, «Иной свет, или государства и империи Луны» Сирано де Бержерака). И Нарсим очарован Луной – как исследователь-мечтатель. «Блестящая Луна прежде всего обращает к себе его желание…» [4, с.73]. Процесс полета захватывает героя. Он ощущает успех и восхищение. Страх оказывается стимулом для ответов на вопросы о самом полете: как дышать? как опуститься на луну? Так возникает следующий КФ «процесс полета».

Образ Луны как символа чего-то нового, неизведанного возникает у Лёвшина вполне логично и ожидаемо. В «Правдивой истории» Лукиана Луна была обитаема и отличалась абсурдностью своего устройства. В романе В.А. Лёвшина Луна поначалу необитаема и выглядит пугающе. Впрочем, мир Луны не слишком отличается от земного. Луна делится на две половины: освещаемую и неосвещаемую Солнцем. На последней обитают дикие племена, занимающиеся рыбным промыслом. «Солнечные» племена, встреченные героем, живут по определенной модели общества – «природной». У них нет государей, а в каждом селении назначается отец всех жителей. Старик – один из таких отцов. «Во всей Луне нет государей; сии мои дети, чада сынов моих, внуков и правнуков; а все здание составляет один дом моего семейства» [4, с.80].

Лунатисты верят во всемогущего творца и живут по естественному закону, где признается любовь к богу и к ближнему своему. У них нет письменности и никаких наук, кроме необходимых: земледелия и скотоводства. Прочие же науки, по мнению селенитов, изобретают те, кто не желает трудиться и зарабатывать себе хлеб; их «из любви к ближнему оному» [4, с.82] лишают пищи, чтобы они опомнились и начали работать. Необычны и дома на Луне: жилища построены из прозрачных камней – алмазов, а кровли сделаны из золота. Нет ни окон, ни свечей, единственное освещение – солнечные лучи, отражаемые Землею. Этой деталью писатель подчеркивает «контраст с земной жизнью» [2, с.328] и «“неземную” добродетель лунатистов» [2, с.328]. Так создается противопоставление «двух миров» (последний КФ): земного мира и фантастического, последний из которых впоследствии превратится у романтиков в идеальный.

Писатель рисует идеальное государство, в котором крайне мудрые законы и устройства. В центре этого мироздания стоит образ не менее мудрой правительницы, которая отличается необыкновенной гуманностью и справедливостью. Исследователи видят в этом сатирический выпад в сторону России времён Екатерины [9, с. 115]. Важно, что произведения Лукиана также были исполнены сатиры и иронии.

Можно отметить и другие элементы совпадения: фантастическое действие раскрывается через диалоги, которые ведёт повествователь с другими участниками действия. Речь каждого героя в большинстве случаев пространна и насыщена фантастическими подробностями. Подобный приём использует и В.А. Лёвшин. Многие фантазийные картины предстают в повести «Новейшее путешествие» благодаря насыщенности диалогов в этом произведении.

Подобно античным авторам, русский писатель стремился к созданию необычных, поражающих воображение, пейзажей: «Наконец не более ста сажен осталось  между  им  и  Луною.  Обворожающие приятности природы, расточившей дары  свои  на  поверхность  сея  планеты, приковали к себе глаза Нарсимовы; вне себя, опершись на край ящика и свеся голову вниз, пожирал он взорами редкости предметов» [4].

И хотя в этом фрагменте представлена обобщённая картина, из впечатлений героя и комментариев автора можно вообразить, что увиденное им не похоже на земные пейзажи и отличается неординарными деталями.

Существует в «Новейшем сочинении» и тенденция к поэтике абсурда, которая подчёркивала бы фантастичность происходящего. Так, Нарсим видит на Луне здания из драгоценных камней невероятной красоты, которые были созданы местными зодчими. Однако вскоре выясняется, что дворец предназначен не для монарха, а для всех жителей Луны.

Несомненно, в повести «Новейшее путешествие» В.А. Лёвшин, продолжая традиции фантастического жанра античной и классицистической европейской литературы, впервые в русской литературе формирует компоненты фантастичности (центральный – «космический полет», «летающий аппарат», «процесс полета», «два мира»), которые впоследствии станут классическими для отечественной фантастики последующих эпох.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.     Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. – М.: Художественная литература, 1975. – 504 с.

2.     Гуминский В.М. О русской фантастике (Послесловие) // Взгляд сквозь столетия. (Русская фантастика XVIII и первой половины XIX вв.) / сост. В.М. Гуминский. – М., 1977. – С. 320-334.

3.     Кагарлицкий Ю. Что такое фантастика? – М., 1974.

4.     Лёвшин В.А. Новейшее путешествие, сочиненное в городе Белёве // Взгляд сквозь столетия. (Русская фантастика XVIII и первой половины XIX вв.) / сост. В.М. Гуминский. – М., 1977. – С. 69-90.

5.     Лукиан Самосатский. Сочинения [Электронный ресурс]//URL: http://librebook.me/lukian_samosatskii__sochineniia (дата обращения 02.05. 2018)

6.     Мальчугова Т.Г. О фантастическом в античной словесности//Проблемы исторической поэтики, 2016. – С.27 – 52.

7.     Мзареулов К.Д. Фантастика. Общий курс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/mzar/04.php.

8.     Омелько Л. В. Масонские идеи в прозе В. А. Левшина 1780-х // Масонство и русская литература XVIII – начала XIX вв. Под ред. д-ра

9.     Ростовцева Ю. А. Утопия В. А. Левшина «Новейшее путешествие, сочинённое в городе Белёве». Между eutopia и utopia// Вестник Омского государственного педагогического университета, 2017. – №3.  – С. 113-117.

10. Сафрон Е. А. Становление жанра «славянской» фэнтези в русской литературе XVIII В. (на материале произведений В. А. Лёвшина, М. И. Попова и М. Д. Чулкова)// Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета, 2011. – №73. – С. 548-557.

11. Тронский И.М. История античной литературы. – М.: Высшая школа, 1988. – 867 с.

12. Чистякова Н.А., Вулих Н.В. История античной литературы. – М.: Высшая школа, 1971. – 454с.

 

 

6 комментариев:

  1. Спасибо, Настя, за очень интересный доклад.
    Скажите, пожалуйста, оказало ли влияние "Новейшее путешествие" на современников или ближайших потомков, и есть ли какие-то произведения, которые прямо ему наследуют?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте. Левшин все-таки больше прославился как экономический и хозяйственный реформатор для современников и потомков, а романтизм русский обратился к прошлому и народному творчеству, а не к будущему.
      Можно проследить его влияние в утопии Вельтмана "MMMCDXLVIII год. Рукопись Мартына Задека" как попытку создать более точное идеальное государство. Произведения-наследники, на мой взгляд, это "Звезда КЭЦ" Беляева, "На Луне" Циолковского. Возможно и Алексей Толстой "Аэлита". Спасибо большое за вопрос, подумаю еще.

      Удалить
    2. Большое спасибо за ответ!

      Удалить
  2. Скажите пожалуйста, а правильно ли я понимаю, что где-то в это же время появляются истории про барона Мюнхаузена и его путешествия на луну. Не связаны ли как-то эти события?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, могу предположить, что предтечей космического путешествия Мюнхаузена также стала дилогия "Иной свет" Сирано де Бержерака, точнее "Государства и империи Луны" + бесспорное влияние "Путешествия Гулливера". Спасибо вам за вопрос.

      Удалить
  3. Елизавета Иванова17 ноября 2020 г. в 04:46

    "Писатель рисует идеальное государство, в котором крайне мудрые законы и устройства. В центре этого мироздания стоит образ не менее мудрой правительницы, которая отличается необыкновенной гуманностью и справедливостью. Исследователи видят в этом сатирический выпад в сторону России времён Екатерины " - но если государство и правительница описаны как идеальные, то в чём проявляется сатира?

    ОтветитьУдалить