Отчет о конференции

 

В поисках границ фантастического: средства перемещения и передвижения в пространстве (памяти проф. В.Л. Гопмана)

IV международная междисциплинарная научная конференция

16 и 17 ноября 2020 года в Российском государственном гуманитарном университете состоялась IV международная междисциплинарная конференция «В поисках границ фантастического: средства перемещения и передвижения в пространстве», посвященная памяти Владимира Львовича Гопмана. Организаторами конференции выступили Институт филологии и истории РГГУ, Институт филологии и журналистики ННГУ им. Н. И. Лобачевского, Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН и Русско-польский институт (Вроцлав).

В связи с непростой эпидемиологической ситуацией, оргкомитетом было принято решение о проведении мероприятия в он-лайн формате, что значительно расширило географию участников и слушателей конференции. Выступили ученые и студенты из РГГУ, МПГУ, МГУ, КемГУ, ТГУ, ГАУГН, ННГУ, РАНХиГС, СГК им. Л.В. Собинова, ИЯЛИ КарНЦ, ЧелГУ, СПбГЛТУ, ИМЛИ, ИФПР, ТюмГУ, а также независимые исследователи.

Наряду с непосредственными презентациями в основной программе на платформе zoom, формат конференции предполагал активное обсуждение стендовых докладов, опубликованных в официальном блоге мероприятия: https://borders-of-fantasy.blogspot.com/ , с возможностью задать вопросы авторам и получить ответы. Это позволило как охватить больший круг проблем в рамках заявленной темы, так и существенно расширить перспективы дальнейшего проведения конференций с применением интернет-технологий. Там же выложены и тезисы основных докладов.

Формулировка проблемы четвертой конференции позволяет говорить о наличии преемственности с темами прошлого года, когда в центре внимания исследователей были границы фантастического и их преодоление. В этом году предметом обсуждения стали вопросы роли, функций, смысловой и философской нагрузки транспортных средств в мирах фантастических произведений разных видов искусства. Несмотря на неизбежные расхождения в используемой методологической и теоретической базе исследований, все доклады сформировали взаимосвязанное единство, позволившее с разных точек зрения подойти к рассмотрению проблемы перемещений в фантастическом на обширном материале. В итоге, оказалось возможным определить целый ряд сквозных мотивов и сюжетов конференции, развитие которых позволяет говорить об огромном потенциале будущих исследований.

В первый день конференция была открыта заседанием, посвященным типологическому рассмотрению границ фантастического пространства и времени. В первом докладе С.П. Лавлинский (РГГУ) прояснил особенности преодоления временных границ в связи с жанром авантюрно-фантастической новеллистики. Затем результатами своих многолетних исследований поделилась Е.Н. Ковтун (МГУ), доклад которой познакомил участников конференции с классификацией Миров Посмертия в связи с концептуальными и функциональным особенностями обширного корпуса произведений. Е.В. Медведева (КемГУ), доклад которой был следующим, впервые обратилась к теме средств перемещения, а именно их мирообразующих функций в фантастических произведениях А. Нортон. После участники «гордо раздвигали пределы Земли» благодаря докладу В.Я. Малкиной (РГГУ), предметом которого стало исследование фантастического путешествия в лирическом сюжете. Следующей выступила Е.А. Иванова (Саратовская гос. консерватория), в докладе которой анализировались исторические изменение роли путешествия в квестовом фэнтези от Дж.Р.Р. Толкина до Дж. Аберкромби. Внимание следующей докладчицы также было направлено на анализ средств передвижения в авантюрной фантастике – Е.А. Нестерова (лицей РАНХиГС) анализировала способы перемещения в безграничном пространстве Фантазии «Бесконечной книги» М. Энде. Следующей была К.В. Суркова (ННГУ), которая выступила с докладом о способах преодоления пространства в цикле о Земноморье американской писательницы Урсулы Ле Гуин. В заключение первого заседания состоялось выступление Г.Ю. Сумарокова (ИЯЛИ КарНЦ), который поделился результатами компаративного исследования художественного пространства в цикле повестей «Лабиринты Ехо» Макса Фрая и романа-антиутопии «Auringonydin» («Солнечное ядро») финской писательницы Й. Синисало.

Следующий блок тем под заглавием «Средства перемещения в фантастических мирах» открыл доклад А.А. Липинской (СПбГЛТУ), в центре которого оказалось рассмотрение эволюции образа кареты от фольклора к фантастической литературе. Затем В.В. Субаева (независимая исследовательница) представила море и морские путешествия как «переносчики» культов в произведениях Г.Ф. Лавкрафта. Доклад Т.В. Савельевой (ЧелГУ) обнаружил множество аспектов пространственных перемещений в «Живых Кораблях» Робин Хобб. Следующая докладчица, И.М. Искандерова (МГУ), поделилась с участниками исследованием первого в истории советской научной фантастики романа о «звездном ковчеге» – «Прыжка в ничто» А.Р. Беляева. Затем с докладом выступила Т.С. Коломейцева (независимая исследовательница), в центре внимания которой оказались технократизм и средства передвижения в сборнике рассказов В. Губина «Вечное невозвращение». Необычный способ фантастических перемещений оказался рассмотрен в докладе А.М. Сердюк (ТГУ), которая рассматривала мотив оборотничества в повести Н.В. Гоголя «Вий». Заключительным для первого дня конференции стало выступление М.В. Марковой (РГГУ, РАНХиГС), обратившейся к прояснению устройства «империи феерии» в сказках мадам д’Онуа в связи с проблемой сказочного транспорта.

В заключение первого дня конференции состоялось обсуждение, в рамках которого участники подвели первые итоги и смогли ответить на частные вопросы, возникавшие в течение первых двух заседаний. В частности, удалось выделить основные тематические пересечения докладов, а также ключевые исследовательские проблемы: жанровая специфика фантастического, разграничение понятий «фантастики» и «фэнтези», границы понятия «научная фантастика» и общего терминологического аппарата, используемого при определении характеристик рассматриваемого материала.

Второй день конференции и новый большой блок «Транспорт междумирья» начались с выступления Г.Н. Кучеренко (Институт Востоковедения), который обратился к теме эволюции восприятия идеи мгновенного перемещения в культуре (телепортации). Затем с докладом выступила К.Э. Разухина (РГГУ), рассмотрев зеркало как границу реального и фантастического. И.А. Морозов (Литинститут) сосредоточился на переосмыслении понятия «средства» в сборнике Ф. Сваровского «Все хотят быть роботами». Внимание следующей докладчицы – Т.Г. Магарил-Ильяевой (ИМЛИ) – привлек сон Ордынова как преодоление времени и пространства в повести Ф. М. Достоевского «Хозяйка». А.В. Тарасова (РГГУ) рассмотрела перемещение между мирами в южнокорейском телесериале«Мистический бар на колесах». Г.А. Филиппов (РГГУ) сконцентрировался на поэтике сна как состояния перехода между мирами в фильме К. Нолана «Начало». После мы ненадолго обратились к транспорту внутри одного мира – А.В. Бесова (РГГУ) рассказала о функционировании магических и немагических средств передвижения в анимационном фильме Х. Миядзаки «Ведьмина служба доставки».  Следующим выступил Г.А. Стольников (МПГУ), в центре внимания которого была «Тардис» Доктора Кто как образ разумного хронотопа. Затем М.Д. Самаркина (РГГУ) представила доклад о фотографии и фотографическом путешествии во времени. Завершил блок «Транспорт междумирья» Д.М. Давыдов (ГАУГН) выступлением на тему «Техники  тела, человеческие / нечеловеческие агенты и сети воображаемых миров: фантастический  транспорт / транспорт в фантастике».

Последний блок конференции – «Живое и неживое как магический транспорт» – открыла Т.А. Касаткина (ИМЛИ), рассмотрев тестрал как средство передвижения в «Гарри Поттере» Дж. Роулинг. Далее С.Ю. Колчигин (ИФПР) выступил с докладом «От Фаэтона до Ариэля». Э.Т. Ахмедова (ИГН МГПУ) сосредоточилась на «путешествиях» персонажей в облике привидений в британской литературе второй половины XIX века в контексте спиритизма. Затем Е.А. Смердова (независимая исследовательница) проанализировала альтернативные  способы  перемещения в рассказе  С. Лема «Smoki Prawdopodobieństwa». Блок был продолжен выступлением А.О. Дроздовой (ТюмГУ) об образе телемора в пьесе В. Набокова «Изобретение Вальса». Завершила раздел и конференцию в целом О.М. Щедрина (РГГУ) с докладом «Техногенная чувственность и преодоление границ человеческого: от художественного образа к автоэволюции».

В самом конце состоялась общая дискуссия, на которой были подведены итоги конференции и намечены некоторые перспективы на будущее.

Таким образом, за два дня были представлены как доклады, посвященные анализу конкретных произведений, относящихся к разным жанрам и типам фантастического, так и выходящие непосредственно на типологические, междисциплинарные связи и интерпретации. Наличие взгляда с разных сторон и точек зрения позволило вывести некую общую картину фантастических средств передвижения и перемещения в пространстве.

Было выделено два способа типологизации фантастического транспорта. С одной стороны, по способу передвижения – магический или технический. С другой стороны, по природе существования – живой, неживой или нематериальный. Согласно этой системе классификации, транспорт может быть как реальным (поезда, трамваи, самолеты и т.д.), так и фантастическим (телемор в пьесе В. Набокова «Изобретение Вальса»), а может быть и смешанным (звездолет). Предметы могут быть как специально созданные для фантастических перемещений (ведьминская метла), так и использованные случайно (швабра). Живые существа могут быть как реальные, так и фантастические (драконы), а также могут быть, например, роботы и живые корабли – то есть то, что совмещает в себе живое и неживое.

Идея транспорта и средств передвижения, которая была заложена в названии конференции, привела как минимум еще к трем большим проблемам, которые с ней связаны и также затрагивались в разных докладах:

1)    Различные миры и их устройство

2)    Границы между мирами и способы их преодоления

3)    Организация пространства и времени в различных фантастических мирах

Все это открывает пути для дальнейших фантастических исследований. Надеемся, что конференция помогла вам достигнуть вашего (фантастического) пункта назначения!

 Григорий Алексеевич Филиппов

Арина Вадимовна Бесова

(РГГУ)

Комментариев нет:

Отправить комментарий